Прощай провинция: НПФ «Будущее» продает региональную сеть

«Обслуживание в данном случае означает не только возможность заключения договора ОПС, но и совершение операций по нему — назначение выплат, правопреемников и прочее. Это принципиальное отличие от предыдущего опыта сотрудничества с банками, в рамках которого они выступали только как канал привлечения», — отмечает Сидоров. В будущем фонд планирует подключить к сети обслуживания и другие банки-партнеры. По мнению Сидорова, это существенно повысит качество сервиса для клиентов. «Кроме того, мы развиваем дистанционные каналы и часть операций переводим в онлайн», — добавляет он.

В региональную инфраструктуру продаж обязательного пенсионного страхования, как правило, входят сами точки продаж, то есть офисы, каналы продаж — договоры с банками и другими институтами, бизнес-планы — документы, которые определяют стратегию привлечения с учетом вложенных в это средств, перечисляет директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. Если какой-то из фондов интересуется расширением присутствия на рынке, то ему вполне будет интересен такой набор, допускает он. Один из собеседников Forbes на пенсионном рынке допускает, что региональная сеть может заинтересовать и банки. 

На момент публикации материала банк «Уралсиб» и НПФ «Согласие» не ответили на запросы Forbes. Ранее НПФ «Согласие» и НПФ «Будущее» уже пытались наладить партнерство — в первом полугодии 2017 года фонды вместе с НПФ ВТБ рассматривали сделку по объединению в одну группу. Однако сделка так и не состоялась — в сентябре 2017 года экс-глава ВТБ 24 Михаил Задорнов сказал в интервью «Ведомостям», что НПФ ВТБ  не будет объединяться с пенсионными фондами группы «Будущее» и концерна «Россиум». 

У НПФ «Будущее» 40 отделений по России. Согласно статистике ЦБ за первое полугодие 2017 года, НПФ «Будущее» занимает третье место по объему пенсионных накоплений под управлением — 303 млрд рублей, число застрахованных лиц — 4,4 млн человек. Фонд входит в состав группы ФГ «Будущее», конечный бенефициар которой — Борис Минц, 25% бумаг группы находятся в свободном обращении. 

Как говорит топ-менеджер одного из НПФ, скорее всего, у фонда не хватает средств на содержание региональной сети — обслуживать ее дорого, новые привлечения выросли в цене. Кроме того, агенты из этой сети могут перейти с клиентской базой фонда к конкурентам. Убыточность сети подтвердил и другой собеседник Forbes, близкий к фонду. В самом фонде на вопрос Forbes об убыточности региональной сети не ответили.

«Обычно в регионах ситуация с доходами граждан обстоит не лучшим образом. Проблема заключается в смене парадигмы продаж в целом в индустрии обязательного пенсионного страхования: удостоверяющие центры, которые принимали заявления граждан о смене страховщика, были заблокированы в середине 2017 года из-за проблем переходной кампании 2016 года — тогда по половине заявлений граждане получили отказ из-за дублирований и подачи двойных заявлений. В итоге привлечение клиентов стало очень дорогим, и прежняя цепочка бизнеса оказалась нарушена, а содержание сети — нецелесообразно», — говорит управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

Впрочем, продажа этой инфраструктуры не принесет серьезных доходов НПФ «Будущее», и, скорее всего, это одна из попыток в целом сократить расходы фонда на фоне тех трудностей, которые он испытывает в связи со своими вложениями, говорит Ногин. Он упоминает инвестиции в акции «ФК Открытие» (4,1%), потенциальные убытки от которых глава ФГ «Будущее» Марина Руднева оценивала в 12 млрд рублей.  

Из-за переоценки акций «ФК Открытие» убыток НПФ «Будущее» в III квартале 2017 года составил 2,7 млрд рублей, фонд также показал отрицательный результат от инвестиционной деятельности — минус 900 млн рублей, говорилось в его отчетности по РСБУ. 

Forbes.ru

www.capitalwm.ru