Рецензия на фильм «Сквот32» / Squat32

Рецензия на фильм «Сквот32» / Squat32

В апреле прошла премьера еще одной украинской ленты. На этот раз обошлось без исторических драм и арт-хауса. «Сквот32» – это фильм о хип-хоп тусовке, которая собирается в заброшенном доме. Его выпустили с ориентиром на молодежную аудиторию, однако даже при искреннем желании поддержать отечественный кинопродукт у «Сквот32» вряд ли появятся молодые поклонники.

Жанр драма
Режиссер Александр Лидаговский
В ролях Анна Адамович (Лиза), Александр Богачук (Саша), Римаида Онадска (Фаина), Сандра Самбо (Сандра) и др.
Компании Garnet International Media Group
Год выпуска 2019

Главная героиня фильма девушка Лиза чувствует усталость от работы и серой реальности, которая окружает ее. Она вспоминает о своем хобби – пленочной фотографии – и отправляется в заброшенный дом, чтобы сделать пару интересных кадров. Там, как оказалось, есть жители, которые идут на всяческие уловки, чтобы застройщики не смогли снести старое здание. Лиза сталкивается с их лидером Сашей, и он становится ее проводником по сквоту. Незнакомец показывает своих друзей – кто-то из них рисует граффити, кто-то танцует, а кто-то читает рэп. Также в доме с молодыми людьми живет пожилая женщина, которой нравится атмосфера свободного творчества. В то время, пока Лиза привыкает к новым знакомым, борьба за сквот продолжается.

Создатели ленты задумали «Сквот32» как фильм о современной украинской молодежи, которая находится в поисках себя и своего места в сумасшедшем ритме мегаполиса. Они подобрали подходящую локацию, актеров и даже брейк-дансеров. Но забыли о самом важном – о том, будет ли интересно зрителям такое кино.

Совершенно не хочется топить инициативу и осуждать попытки создать украинский кинопродукт, которого и так довольно мало. Понятно, что первое время нет смысла ждать идеала и тем более сравнивать результат с отточенным голливудским мастерством. Но и хвалить провальные фильмы не стоит, даже если они стали первопроходцами (в случае со «Сквот32» ­– это попытка охватить молодую аудиторию с определенными интересами).

Проблемы фильма «Сквот32» начинаются еще на уровне сценария, который оставляет большое количество пробелов и нераскрытых сюжетных линий. К примеру, в заброшенном доме живет загадочный парень, покрывающий свое тело надписями. Причины, почему его творчество выражается именно так и почему он ведет себя отчужденно, нам узнать не суждено. Хотя он, по сути, выступает главным отрицательным персонажем, чью историю все же можно было рассказать.

Почти все экранное время посвящено главной героине Лизе. Она отличается от других обитателей сквота своей ординарностью. Это под влиянием новых друзей должно измениться, однако перемены главной героини – это самый неловкий и неестественный процесс в мире. Влиться в компанию ей помогает смена стиля (накладная красная прядь волос – как символ того, что создатели фильма делают все как будто не всерьез). То, как стилисты трансформируют Лизу, ставит под вопрос ее пребывание в хип-хоп тусовке. На самом деле, намного естественнее и интереснее героини кажутся второстепенные персонажи, но этим ребятам не дают достаточно пространства, чтобы они могли раскрыться.

Чем больше развивается личность нерешительной Лизы, тем меньше верится в происходящее. Особенно, когда на горизонте появляется предложение о работе ее мечты – с этого момента все скатывается в беспробудную банальность, которую хочется остановить. Не меньшей заурядностью овеяны отношения героини и лидера сквота, влюбляющихся друг в друга с первого взгляда.

Есть в фильме и попытка иронизировать над жизнью столицы, где городские депутаты задаривают пенсионеров гречкой и устраивают незаконное строительство новостроек. До удачной социальной сатиры далеко, но режиссер-дебютант Александр Лидаговский хотя бы пытался. Также в ленте «Сквот32» вскользь упомянуты другие насущные проблемы страны – получается очень невнятно и недосказано.

Из хорошего в фильме «Сквот32» можно вспомнить сцену перформанса во дворе заброшенного дома. Она напоминает реально существующий фестиваль современного искусства, экспериментирующий с разными форматами визуализации. Еще трогательно в кадре смотрится пожилая жительница дома, мирно соседствующая с молодыми людьми. Что касается других эпизодов, то здесь сплошной фейспалм.

[embedded content]

1.5

Редакция ITC.UA

Плюсы: перформанс во дворе сквота; мирное сосуществование пожилой обитательницы сквота и хип-хоп тусовки

Минусы: трансформация главной героини и ее внутренний конфликт; диалоги; наивность и банальность всего фильма

Вывод: как бы не хотелось поддержать новое украинское кино, «Сквот32» хвалить сложно. Да и смотреть тоже.

itc.ua

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий