Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall – в ожидании Золотого века

Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall – в ожидании Золотого века

Sid Meier’s Civilization VI вышла еще в конце 2016 г., но, к сожалению, за полтора года так и не смогла переманить игроков у своей предшественницы: до недавнего времени в Civilization V играло больше людей, чем в новую версию. Все изменилось 8 февраля 2018 г. с выходом большого дополнения Sid Meier’s Civilization VI: Rise and Fall, принесшего в стратегию новые игровые механики. Вот только и здесь не все гладко.

Жанр пошаговая стратегия
Платформы Windows
Разработчики Firaxis
Издатель 2K
Сайты civilization.com , Steam

Главное нововведение Civilization VI: Rise and Fall – система Золотых и Темных веков и Летопись цивилизации. Теперь все вехи вашего развития: открытие новых больших и малых цивилизаций, возведение чудес света, первое кругосветное путешествие, постройка первых районов нового типа, создание первых армейских корпусов и армий, победы над варварами, привлечение великих людей и т.д. приносят вам специальные очки, которые подбиваются по окончанию каждой эпохи. В зависимости от того, сколько вы набрали, в вашей империи наступает Темный, Обычный или Золотой век, который будет длиться всю следующую эпоху. От того, какие времена наступили в вашем государстве, зависит культурное влияние, которое вы оказываете на соседей. А оно, в свою очередь, влияет на лояльность каждого конкретного города, о которой мы поговорим чуть ниже. После наступления новой эпохи вы можете выбрать Устремление – бонус, который дает Золотой век и от которого зависит дополнительный набор очков в следующую эпоху.

Каждое свершение, «исторический момент» в терминологии игры, приносит разное количество очков эпохи, и в начале неизвестно, за что же, собственно, вас похвалят, но ко второй партии вы, конечно, запомните, что нужно делать. Все эти события заносятся в виде рисунков и записей в Летопись цивилизации, которую можно затем просматривать. Вот только в Летопись почему-то попадают только положительные моменты – войны, потери и несчастья не учитываются. Да и наступление Темной эпохи по умолчанию выглядит как-то странно, Темные века должны быть наказанием, а не базовым игровым условием.

Очки предыдущей эпохи идут в зачет следующей, но вот незадача, если вы совершили слишком много открытий и свершений в один период, на следующий их может просто не хватить, что неминуемо повлечет наступление в вашем государстве Темных веков, даже если все подданные сыты и довольны. По сути, здесь игра запускает своеобразные крысиные бега, заставляя вас делать не то, что необходимо для развития вашего государства в данный конкретный момент, а то, что даст очки эпохи. Кстати, в жертву механики Золотых и Темных веков пришлось принести бонусы Наследия, предыдущих форм правления вашего государства, теперь количество годов с неизменным политическим строем ни на что не влияет.

Зато если вам удастся из Темного века шагнуть сразу в Золотой, наступит ненастоящая эпоха процветания – Героический век, дающий еще большие бонусы и позволяющий выбрать несколько устремлений. По сути, это чит, вы можете специально не получать некоторые исторические моменты, откладывая их до следующей эпохи. Не дотянув всего одно очко до нормального века, в следующий период провести все отложенные свершения (создание армий, постройку районов) и получить Героический век. Да, для Темных веков есть собственные карты правительства, которые, кроме немалых бонусов, несут и существенные штрафы.

От благополучия вашего государства и некоторых других параметров зависят очки влияния, которые ваши города оказывают на соседние клетки. С расстоянием влияние уменьшается. Это важно, т.к. от него зависит лояльность ваших городов. Если лояльность начнет падать, а происходит это не только из-за воздействия соседних городов, но и из-за работы шпионов, ваш город может выйти из-под контроля (падение производства, недовольство), в итоге стать вольным городом и быть поглощённым другой цивилизацией без обычных штрафов за милитаризм. Лояльность генерируется гражданами плюс новыми «юнитами» – губернаторами.

Губернаторы – это аналоги героев в других играх, в той же Endless Space 2, например. Вот только в Civilization VI: Rise and Fall у каждой цивилизации один и тот же набор градоправителей, а призывать и повышать их вы можете благодаря специальным очкам, которые наряду с очками торговли и новыми послами приносят теперь научные открытия и социальные институты. Всего в игре восемь губернаторов, каждый со своей специализацией и древом развития, похожим на древо развития обычных юнитов. Кто-то влияет на производство в подотчётном ему городе, кто-то на науку, кто-то – на религию, так что выбирайте, кого куда отправлять. Некоторых губернаторов можно засылать в города-государства в качестве послов и агентов влияния. И, самое главное, каждый губернатор генерирует дополнительные очки лояльности, что поможет влиять на соседей и избегать их воздействия.

Звучит это неплохо, вот только на деле никто не будет строить город в непосредственной близости к соседям не из-за опасения культурного влияния и падения лояльности, а из-за конкуренции за ресурсы. Да, во время войны, захватив чужой город, можно перебросить в него своего губернатора и начать влиять на соседние города чужого государства, одновременно расшатывая их лояльность с помощью шпионов, но это весьма опасный путь.

Дело в том, что в Civilization VI: Rise and Fall появились так называемые ситуативные союзы. Если какое-то государство ведет себя агрессивно, явно накапливает военную мощь и внезапно аннексирует города соседей, цивилизованные страны могут возмутиться таким поведением и объявить крестовый поход против наглеца. В этом случае к временному военному союзу могут, позабыв былые распри, присоединиться все страны и сообща призвать агрессора к ответу, отбив, например, спорный город. Ситуативные союзы объявляются на определенное количество ходов, за которые альянс должен выполнить какую-то задачу, а противник альянса – помещать этому. В зависимости от результата члены альянса или противник получают очень неплохие бонусы. Вот только… AI-цивилизации очень неохотно присоединяются к подобным союзам, а вот в сетевой игре такое событие позволяет всем игрокам буквально разорвать нарушителя спокойствия. Ситуативные союзы могут быть вызваны чрезмерными религиозными, военными или технологическими свершениями других цивилизаций.

Кроме новых механик, в Civilization VI: Rise and Fall были добавлены новые цивилизации, причем сразу целый вагон и маленькая тележка – девять новых государств с собственным лидерами, бонусами, уникальными юнитами и строениями. Индия, Корея, Нидерланды, Монголия, индейцы Кри, Грузия, Шотландия, индейцы Мапуче, Зулусы. Как обычно, часть новых цивилизаций ориентирована на научный путь развития, часть на торговый, кто-то на военный. Вообще, с учетом государств в базовой игре, ранее вышедших DLC (Польша, Австралия, Персия, Македония, Нубия, Кхмеры и Индонезия) в Civilization VI уже 35 (!) разных цивилизаций, это безусловный рекорд серии.

В новом DLC появились и новые здания, причем чуть ли не два десятка сразу, в том числе влияющие на лояльность, у части построек поменялись особенности, появились бонусы в виде губернаторских званий. Та же самая участь постигла древа науки и культуры, причем из-за перетасовки здесь возникло даже пустое научное достижение, которые не приносит никаких новых бонусов, юнитов или строений – оно оказалось просто лишнее. Есть в Rise and Fall и новые юниты, как у отдельных цивилизаций, так и у всех сразу, например, дроны поддержки, спецназ или конвои снабжения. Плюс новые чудеса света, природные чудеса, новые поводы для объявления войны и т.д.

В целом кажется, что в Civilization VI: Rise and Fall огромное количество нововведений, которые должны кардинально изменить рисунок игры, но проблема в том, что это как раз не так. Игра, несмотря на новые механики, осталась прежней. С малыми цивилизациями-читерами, изрядно достающим спамом из религиозных юнитов, необъяснимыми и невменяемыми дипломатическими решениями AI, долгим просчетом хода.

Одним словом, девять новых цивилизаций, губернаторы и система Темных и Золотых веков – это, конечно, отлично и даже забавляет на начальных порах, но мы ожидали чего-то большего. Создается стойкое впечатление, что серия второй год топчется на месте и что-то в ней пора кардинально менять. Нет, Civilization VI: Rise and Fall – неплохое DLC, и если вы фанат «Цивилизации», то скорее всего уже купили его. Если же просто играете время от времени, приобретать его за полную цену совсем не стоит. Лучше подождать следующей распродажи.

Оценка ITC.UA

Плюсы: Золотые и Темные века; губернаторы, механика лояльности и влияния; ситуативные альянсы; новые лидеры и цивилизации; Летопись

Минусы: Новые механики не очень востребованы; изменения геймплея не так глубоки, как хотелось бы; стоимость

Вывод: Неплохое DLC, добавляющее в игру новые механики, но не исправляющее многие шероховатости оригинальной версии

Steelseries рекомендует:

от 1 896 грн

Предложений: 33

от 1 099 грн

Предложений: 32

от 1 783 грн

Предложений: 56

от 2 746 грн

Предложений: 25

itc.ua