Surviving Mars: I’m gonna have to science the shit out of this

Surviving Mars: I’m gonna have to science the shit out of this

Пресытившись шумом волн и шелестом пальмовых листьев, Haemimont Games предлагает нам променять тропический рай банановой республики на однообразные пейзажи красной планеты.

Жанр Градостроительный симулятор, стратегия
Платформы PC, Xbox One, PlayStation 4
Разработчик Haemimont Games
Издатель Paradox Interactive
Сайт, Steam

Марку Уотни пришлось обустраивать импровизированную колонию на Марсе против своей воли, но Уотни был отлично подготовленным специалистом широкого профиля, у него была какая-никакая связь с ЦУПом, он был один и, что самое главное, задерживаться на планете не планировал. Именно совокупность этих факторов и обеспечила в итоге счастливую развязку. В Surviving Mars все с точностью до наоборот — игроку предстоит обеспечить ресурсами, жильем и работой на Марсе сотни людей, многие из которых на специалистов, мягко говоря, не тянут.

На первый взгляд игра представляет собой традиционный градостроительный симулятор, в котором, чтобы добиться успеха, нужно построить жилища, наладить добычу ресурсов и производство товаров, обеспечить жителям доступ к различным благам и услугам, проложить торговые маршруты и поддерживать все это в работающем состоянии, не забывая реагировать на различные катаклизмы. Все это в Surviving Mars есть, да вот сеттинг накладывает свои ограничения. Во-первых, мы больше не на Земле, а значит, банальным зонированием территории не обойтись, а в случае исчерпания ресурсов на насиженном месте запросто перебраться на новое не выйдет.

Сол 1

Марс — не самое приветливое место, и до того как нога первого колониста ступит на пустынную поверхность красной планеты, предстоит провести тщательную подготовку. Работяги-дроны разбирают метеориты на металл, таскают на стройплощадки привезенные с Земли полимеры и запчасти, разворачивают панели солнечных батарей, устанавливают устройства для выпаривания воды из воздуха, прокладывают кабели и трубы и, разумеется, возводят первый геодезический купол, внутри которого и будут построены первые дома для колонистов. Найти нужное место для купола — та еще задачка. На начальном этапе колонии понадобятся бетон и металл, в непосредственной близости от их источников и нужно размещать поселение, но в среднесрочной перспективе возникнет потребность в редких металлах и водяной скважине, так что приходится принимать это во внимание.

Сол 30

Первые дома построены, шахты ждут рабочих, запасы полимеров, электронных компонентов и запчастей радуют глаз, а ракета с поселенцами-геологами уже готова заходить на посадку. Убеждаемся, что все в порядке, лишний раз сверяем соотношение производимой и потребляемой энергии, проверяем состояние резервных батарей, запасы кислорода в баках и воды в резервуарах и ускоряем ход времени. Колония растет на глазах, свободного пространства в куполе не осталось несколько солов назад — рядом с домами вырос кафетерий, через дорогу на ферме поспевает первый урожай марсианской картошечки, а в стоящей за спортивной площадкой поликлинике практикует каким-то чудом затесавшийся на борт ученый. С логистикой все в порядке — возле купола разместилось депо, посылающее дронов заниматься сбором произведенной продукции, обслуживанием коммуникаций и ремонтом построек, самоход, выполнявший эту роль прежде, отправился осваивать новое место, кстати, он уже заканчивает постройку второго купола. Две ракеты везут с Земли дополнительные ресурсы и модули, производить которые колония еще не научилась, третья — очередную порцию поселенцев. На этот раз приоритет был отдан ботаникам, инженерам, медикам и специалистам по безопасности. На борту два вегана, что неплохо, ведь рацион колонистов состоит в основном из картошки и бобов, и три алкоголика. Посмотрим, что из этого выйдет.

Сол 80

Увлекшись добычей ресурсов, я развернул сразу три базы, что не только опустошило склады, но и нанесло ощутимый удар по банковскому счету — недостающее пришлось везти с Земли, а финансирование миссии, увы, ограничено. Для новых шахт и фабрик нужны были рабочие, так что пропуск на борт получал любой желающий — весь квалифицированный персонал был вывезен за первые две ходки. Очередная ракета привезла рабочих для полимерной фабрики — это парочка престарелых охранников, два медика, ботаник-ипохондрик, и семь неквалифицированных пассажиров, двое из которых страдают от алкоголизма, а еще один — идиот, из-за которого несколько недель спустя фабрика выйдет из строя. Еще через неделю ботаник покончит с собой, не вынеся стресса. Больница смогла бы улучшить его настроение, но это промышленный купол, места под больницу не нашлось, а до других куполов пешком бедолага не добрался бы. Нужно было построить хаб для летающего транспорта. Ресурсов не хватает и я думаю разобрать ракету на запчасти.

Сол 100

Колонисты выказывали недовольство жилищными условиями, и я решил всерьез заняться их комфортом — были построены ясли, школы, несколько баров и даже казино. Вот только не все здания умеют функционировать сами по себе, большинству нужен персонал. Разнорабочих на все вакантные места не хватило, так что пришлось отозвать из шахты несколько геологов и “переквалифицировать” их в барменов и продавцов. С провизией нет никаких проблем, та, что новые поселенцы привезли с собой, без дела покрывается марсианской пылью за пределами купола — мои фермы поставляют в кафетерии и на рынки грибы, злаковые, бобы и картошку, люди съедают гораздо меньше, чем производят. Ботаников в колонии больше, чем нужно, так что некоторые отправились на фабрики. Не лучшее решение, поскольку, работая не по специальности, люди испытывают стресс, да и продуктивность производства падает. Ладно, учтем на будущее. А в остальном все хорошо. Шустрые дроны — эту технологию я изучил одной из первых — снуют туда-сюда, исправляя неполадки, латая трубы (мы ведь не хотим повторения ситуации с прорывом трубы в трех местах, из-за которой полсотни человек чуть не умерли от удушения). На большие расстояния грузы и людей доставляют летающие дроны, топлива и ресурсов, как редких, так и обычных, в избытке. Исследование технологий замедлилось, поскольку мобильный модуль изучил все аномалии в известном мне секторе, пришлось построить исследовательский центр. А еще институт, чтобы работники-неумехи могли наконец получить специализацию.

Сол 120

Знаете чем вымощена дорога в Ад? Благими намерениями. Я поспешил, оглядываясь назад, я это понимаю.

Попытка предоставить жителям максимум комфорта была ошибкой. Начнем с того, что колонисты ведут себя не совсем адекватно и новоприбывший инженер способен пойти работать в закусочную, хотя для него заготовлены вакантные места сразу на трех фабриках по соседству. Медики отправляются работать куда угодно — на грибную ферму, на рынок, в шахту, но не в больницу. Приходится перенаправлять их вручную, но на это уходит слишком много времени и нет гарантий того, что через месяц они снова не окажутся на новом месте. Не знаю, почему так происходит. Производство остановилось. Частично из-за того, что персонал был отправлен на свежепостроенные объекты, частично из-за того, что люди попросту вышли на пенсию. Да, завозить в колонию специалистов среднего возраста было не лучшей идеей — сейчас они перестали работать и, будем откровенны, лишь расходуют ценные ресурсы и занимают жилплощадь. Первые два купола практически замерли — они уже давно не самоокупаемы, залежи ресурсов исчерпаны, внутри всего пара фабрик, на которых суммарно работает 5 человек в полторы смены, порой кажется правильным дать этим поселениям умереть, разобрав здания на запчасти. Но сейчас мне не до них, жизнь всей колонии под угрозой из-за совершенно дурацкой ошибки. Я вызвал с Земли две ракеты с колонистами и одну под завязку набитую полимерами, не проверив запасы воды в скважинах. Причем тут вода? Именно из нее производится топливо. Как вы уже догадались, заправляясь, ракеты полностью осушили обе скважины и теперь я наблюдаю за тем, как марсиане один за другим умирают от жажды. Особенно отчаявшиеся забираются в ракеты с твердым намерением улететь обратно на Землю. Бедолаги не в курсе того, что ни одна из этих ракет не сможет взлететь — у каждой недостаточно топлива. Я, конечно, купил еще одну ракету на Земле и нагрузил ее оборудованием для добычи воды, но летит она слишком медленно. Боюсь, в скором времени вода уже будет не нужна.

Сол 200

Место первой высадки похоже на кладбище. Купол, когда-то освещавший долину вокруг себя, занесло красным песком, издалека можно рассмотреть несколько внушительных пробоин от попадания метеоритов. Здания внутри покинуты и обесточены, ветрогенераторы и фабрики замерли, все полезные запчасти были сняты для использования в тех куполах, которые еще можно спасти. Снаружи одиноко ездит единственный дрон, чудом переживший и пылевую бурю и метеоритный дождь. Скоро и он остановится, в материнской самоходке вот-вот сядет батарея.

В других поселениях ситуация немногим лучше — отвлекшись на спасение жизней колонистов, я перестал контролировать производство и добычу ресурсов и сейчас оказался без источников металлов и с простаивающими фабриками. Того, что они производят, еле хватает на поддержание инфраструктуры в рабочем состоянии. Кабели то и дело приходят в негодность, а трубы травят. Купола практически отрезаны друг от друга, воздушное сообщение парализовано из-за недостатка топлива. Единственная ракета остается на Земле — во-первых, у меня недостаточно средств, чтобы закупить материалы, во-вторых, из шести десятков колонистов, оставшихся на красной планете, тридцать попытаются покинуть ее поверхность, если у них появится такая возможность. Казино, университеты и учебные центры пустуют, в одном из куполов две трети населения достигли пенсионного возраста, на единственном функционирующем здесь предприятии в две смены работает четверка глубоко пьющих людей, причем первая смена практически ничего не производит — ботаник и медик не могут точить детали, потому что мучаются от похмелья, да и вообще эта работа им не по вкусу. Ни дня не проходит без самоубийств.

Сол 250

Миссия провалилась. Я все еще предпринимаю попытки спасти положение, переселяя поселенцев поближе к центру карты и разбирая за ненадобностью старые модули и оборудование. Если мне хватит ресурсов, я смогу добраться до богатых полезными ископаемыми еще неосвоенных районов, выстроив цепочку из трех промежуточных куполов. У меня две все еще работающих самоходки с дронами, денег на счету достаточно для еще одной поставки ресурсов с Земли и четыре десятка рабочих рук. Крепкие ребята, большая часть которых родилась уже здесь, на Марсе, они стрессоустойчивые, привыкли к простой пище и не очень-то избирательны в развлечениях. И, главное, все они молоды. Где-то на периферии остался большой купол с комплексом умных домов, санаторием, магазинами электроники, казино и фонтанами, населенный пенсионерами, чья судьба предрешена — еды вдоволь, но ресурсов для починки оборудования жизнеобеспечения нет. Генераторы Стирлинга остаются в закрытом состоянии, так они производят меньше энергии, но и дольше смогут сопротивляться воздействию марсианской пыли. Запасов кислорода и воды хватит на какое-то время. Хочется надеяться, что жизнь под куполом угаснет по естественным причинам до того, как какая-то труба даст течь, хотя шансов на это немного…

Surviving Mars — необычный градостроительный симулятор, который подкупает своей атмосферой и с легкостью способен заставить вас просидеть за компьютером до самого утра. Правда, раздражение он способен вызвать с не меньшей легкостью. Некоторые идеи Haemimont Games трудно назвать удачными. Начнем с того, что колонисты обладают целым спектром особенностей, которые нужно учитывать — положительные и отрицательные характеристики, специализация, настроение и так далее. Это, в принципе, неплохо, вот только со временем на Земле заканчиваются специалисты, и вы вынуждены брать в миссию сплошных безграмотных истеричных алкоголиков, которые больше навредят, чем помогут. Определенные исследования позволяют избавляться от отрицательных черт характера, но очки исследования не резиновые и их можно было бы потратить с большей пользой. Плюс переобучить поселенца нельзя. Вам больше не нужны инженеры? Очень плохо, посылайте их работать на шахту и радуйтесь пенальти к производству и морали. Опять-таки, есть исследование, снижающее это пенальти, но на него нужно будет потратить очки исследования и время, что замедлит ваш прогресс.

Решение сделать купола максимально автономными тоже правильным не назовешь. Поместить все нужные здания под одной крышей не выйдет в любом случае, так что приходится мириться с тем, что часть населения всегда будет недовольна — кому-то бар подавай, кому-то больницу или магазин. Все это есть в куполе, который стоит рядом, буквально в нескольких метрах, но пользоваться этими зданиями поселенцы из другого купола не могут, пока ты вручную их не переселишь. Ах да, и новое место работы нужно не забыть назначить. Про то, что самостоятельно место работы колонисты выбирают довольно спонтанно, несмотря на расставленные приоритеты, мы уже говорили.

Да и сам Марс является одновременно как главным плюсом игры, так и ее минусом. Здесь глазу буквально не за что зацепиться и спустя десяток часов игры однообразие ландшафта порядком приедается. Да и, в отличие от какого-нибудь SimCity или Cities Skyline, Surviving Mars разнообразием архитектурных форм похвастать не может. С одной стороны, оно и понятно — игра все-таки про первую фазу колонизации чужой планеты, но с другой стороны — это все же игра, а не обучающий симулятор.

Тем не менее, пожиратель времени из Surviving Mars вышел отличный, время за игрой летит совершенно незаметно, да и подходит она как для новичков, так и для давнишних фанатов жанра, благодаря настройке стартовых условий. Кто-то захочет высадиться в уютной долине, богатой ресурсами, заручившись финансовой поддержкой международной миссии по колонизации Марса, а кто-то за счет Paradox Interactive (другими словами, практически без финансирования) начнет обживать обстреливаемый метеоритами горный массив, в котором ночью вода в резервуарах замерзает и где металла днем с огнем не сыщешь.

Подводя итог, хочется сказать, что с игрой, по большому счету, все хорошо, но это как раз тот случай, когда мы очень надеемся на DLC.

Оценка ITC.UA

Плюсы: Сеттинг; черты характера поселенцев; серьезный подход к менеджменту ресурсов; саундтрек

Минусы: ИИ колонистов; ограниченное количество построек; излишняя автономность куполов

Вывод: Surviving Mars испытывает недостаток свежих идей, но необычный сеттинг решает эту проблему

Steelseries рекомендует:

от 1 690 грн

Предложений: 29

от 1 099 грн

Предложений: 6

от 1 885 грн

Предложений: 16

от 2 299 грн

Предложений: 22

itc.ua